Клуб любителей Mazda Demio
12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334 Главная Клубный сервис Клуб Контакты Сделать Закладку
Почему важно вовремя менять масло в АКПП, и как понять что еще не поздно?

 
  
 

Почему важно вовремя менять масло в АКПП, и как понять что еще не поздно?

Для обладателей АКПП актуальным является вопрос замены масла, тем не менее, если какие-то факторы заставили вас задуматься о такой замене, исходя из работоспособности вашей машины, скорее всего, менять его уже поздно.
Итак, попытаемся выяснить, зачем нужно масло в автоматической коробке передач? Во первых, масло исполняет роль смазки для подшипников, играет роль отвода тепла от нагревающихся деталей, является рабочим телом для гидротрансформатора и для всей гидравлической системы управления в целом. Для того чтобы вышеуказанные функции выполнялись, а так же все части коробки работали как часы, масло должно сохранять свои свойства по определенным параметрам, небольшое отклонение которых приводит к выводу и строя значительных частей АКПП. Если Ваш автомобиль испытывает потерю тяги, рывки причинной этого могут быть проблемы с маслом. Дальнейшее бездействие может привести к выходу вашей машины из эксплуатации.
Принцип действия масла в АКПП.
Для людей, которые последние 30-40 лет не особо интересовались автомобилями, станет новостью то, что почти все коробки из систем с гидравлическим управлением эволюционировали в электронноуправляемые.
Изначально, ГДТ, он же гидродинамический трансформатор, работал одновременно с планетарной коробкой передач, в которой переключение выполнялось с помощью подачи давления на одну из групп фрикционов или тормозную ленту. Все это происходило с помощью пневмогидравлических дозаторов. Вышеописанный принцип сохранился, по сей день.
И в наши дни можно встретить ГДТ, однако иногда его заменяет комплект сцеплений, чаще редукторы выполнены в виде классических планетарных, порой встречаются и вальные конструкции ( преимущественно у Хонды). 
Редко можно встретить, когда система управления осуществляет подачу давления на исполнительные узлы, которое создает маслонасос, а масло в свою очередь смазывает, охлаждает и выполняет функцию управления переключения передач.
Наиболее от старой схемы ушли простейшие «роботы» состоящие всего из одного сцепления и коробки Getrag 6DCT250. В вышеприведенном примере АКПП, масло имеет функцию только смазки и охлаждения редукторов коробки. Охлаждение сцепления в этих случаях происходит воздухом, а система управления оснащена электроприводом. Остальные виды АКПП совмещают с маслом множество разных функций, от чего и страдают, так как если устаревает масло, вместе с ним и выходят из строя зависящие от него системы.
Эти функции масло может выполнять при условии, что оно имеет определенную вязкость и наличие связывающего свойства. Само собой разумеется, что вечно сохранять эти свойства масло не может, из-за чего и нуждается в периодической замене.
Каковы причины изнашивания масла в коробке?
Любая жидкость автоматических трансмиссий (ATF) со временем теряет свои характеристики. Перегрев, жесткая езда в сочетании с грязным радиатором, попадание в масло микрочастиц и накладок блокировок ГДТ, все это негативно влияет на функциональные свойства масла. Именно поэтому мастера проверяют масло на запах горелого  и на его прозрачность.
Однако, даже для абсолютно чистого и не перегретого масла, свойственно терять свои свойства с возрастом. В реальной эксплуатации масла, на его функциональность влияют противозадирные присадки, продукты износа коробки, а так же загрязнение элементами его собственного разложения. 
Обратив внимание на материал фрикционов, вы заметите, что он сделан из мягкого картона, а не крепкого керамика. Это обусловлено тем, что вследствие износа картона, происходит не такое сильное загрязнение АКПП. Тем не менее, в самых запущенных случаях можно получить вред и без всякой керамики, метала или «безопасного» картона, где частички золы наносят существенный вред клапанам коробок передач. В случае если бы фрикционы были изготовлены из карбона или керамики, последствия были бы гораздо более масштабными.
Тем не менее, абсолютно не всем очевиден факт, что маслу присуще свойство изнашиваться, и его нужно периодически менять. Так откуда появился миф, из-за которого тысячи машин выходят из эксплуатации? Кто сказал, что масло в АКПП менять не нужно?
Еще двадцать лет назад все производители предоставляли рекомендации заменять масло с интервалом в 30-60 тысяч километров, что позволяло сохранить его характеристики приблизительно на одном уровне. Прогресс шел вперед, с ним и появились электронные системы управления коробками, вместе с которыми увеличилась приспособляемость трансмиссии к свойствам и характеристикам рабочей жидкости.
Именно в то время передовыми немецкими производителями, такими как Mercedes—Benz, Audi и BMW было заявлено что более нет нужды в замене масла. Причем Mercedes разрешал подобную эксплуатацию для революционной пятиступенчатойАКПП серии 722.6, в то же время конкуренты, которые подобных трансмиссий не имели, просто продублировали слоган «масло на весь срок». Хотя немецкие производители Mercedes и BMW, все же прописали мелким шрифтом в инструкции, что замену масла нужно провести при тяжелых условиях эксплуатации. 
Автомобильная индустрия начала идти по следам лидеров, и увеличила сроки замены трансмиссионных масел почти для всех производителей машин. Такой шаг привел к изменению надежности эксплуатации автоматических трансмиссий, что легко заметить при сравнении трансмиссий начала и конца 90х годов XX века. История и опыт, научили что масло менять необходимо, причем, иногда на порядок ранее, чем предусмотрено регламентом.
В наше время, ведущие немецкие производители автомобилей все же предусмотрели в паспорте автомобиля периодический интервал замены масла. Для Mercedes и их АКПП 722.6 , (именно те с которых и появился миф, про то, что нет необходимости в смене масла на протяжении всего срока эксплуатации авто), рекомендуется его замена на 50 тыс. км или каждые 3 года эксплуатации. Для более новой семиступенчатой 722.9 рекомендуется смену масла каждые 125 тыс.км пробега или с частотой равной раз в пять лет.
В целом, современные компании производители рекомендуют менять масло каждые 60-80 тысяч пробега, не смотря на прочие предписания. Все потому что, при большом интервале замены свойства старого и нового масла существенно отличаются. Даже при условиях исправности коробки передач, это может вызвать ряд проблем. В лучшем случае придется проводить адаптацию АКПП к новой жидкости, в худшем это приведет к неработоспособности или же к ближайшему выходу из строя механизма.
В таком небольшом интервале как 60-80 тысяч километров, соблюдать смену масла становится тяжелее. В первую очередь машины часто меняют владельца, после чего возникает вопрос, от какого пробега высчитывать следующую замену? При продаже авто, прошлые владельцы зачастую сматывают пробег, а на слово верить не всегда можно. Сервисные книги могут быть потеряны, или же вестись не аккуратно, что тоже позитивно не повлияет на систематическую замену масла. Таким образом, можно купить исправный автомобиль автомат, но из за ряда факторов не будет уверенности в том, сколько масло в коробке передач прошло километров.
Для некоторых моделей АКПП предусмотрен весьма большой интервал замены масла, который явно не абстрагирован под наши условия.
Многие владельцы автоматической коробки передач ищут аргументы, что бы никогда не менять масло. Стоит отметить, что определенный смысл в этом есть, так как изношенная коробка может вполне неплохо работать на масле с фрикционной крошкой, ненормированной вязкостью, в то время как при замене масла на свежее, фрикционы не держат, соленоиды перестают держать давление, моющие присадки смывают шлам в каналы гидроблока. Таким образом, машина, которая приехала своим ходом, после замены масла уезжает оттуда на эвакуаторе в сторону сервиса.
Предохраняясь от таких случаев, многие владельцы «автомата» просто ищут в руководствах для автомобилей заветной разрешение не менять масло на протяжении всего срока службы автомобиля.
Удивительно то, что в таких случаях коробка может еще очень долго пробыть на ходу, и весьма неплохо ездить. Владелец, в это время подает себя как пример остроумия, ведь он избежал траты средств на замену масла, его адаптацию, и более того не потратил время на нервотрепку. Тем не менее, все проблемы, не возникшие у него, возникнут у следующего владельца автомобиля, у которого тоже будет выбор «менять или не менять», однако с гораздо менее удачными шансами на счастливый финал. Если интервал замены масла владелец пропустил, и на загрязненном масле коробка проработала как минимум 50 тысяч километров, то замена масла выведет ее из строя. В случае если вы решите и теперь не менять масло, она все равно рано или поздно окончит свою деятельность.
В таком случае, многие продолжают просто не менять масло, и молиться о том, что бы коробка не вышла из эксплуатации до передачи ее дальнейшему владельцу.
Приятно, когда технического обслуживание запечатлено в книге обслуживания автомобиля ответственным хозяином. Масло проходит свою замену строго по регламенту или даже чаще, в превентивных целях. Такая ответственность увеличит жизнедеятельность вашего автомобиля, а так же будет приятным сюрпризом для следующего владельца автомобиля.